Вадим Штепа - Многих привлекает в СПЛИНЕ мощный и лаконичный
символизм - "Выхода нет", "Катись колесо", "Гни свою линию"... Такие припевы
звучат почти как мантры или даже коаны. Не потому ли где-то прямо было
написано, что Васильев - даос?
Александр Васильев - Ну насчет конкретного "даоса" - явное преувеличение.
Вообще никакая религия не поддается простому "раскладыванию по полочкам". Этот интерес у меня идет от собственного внутреннего
ощущения, хотя это конечно не игрушки, а вполне реальный путь. И "Дао-Дэ
Цзин" Лао-Цзы для меня действительно "книга книг". С Библией вот почему-то
такие отношения не сложились...
- Да, сейчас бывает печально наблюдать, как некоторые "новообращенные
христиане" в мире музыки вместо познания самих себя сразу же прячутся за
стеной догматов, и потому у них вместо творческого самовыражения выходит
какое-то назидательное фарисейство...
- Я думаю, что дело здесь не в разных традициях, религиях и философиях,
а в тех людях, которые за ними следуют. Иногда даже самая благая идея может
сделать из человека нечто ужасное. В истории примеров тому полно, да и
сейчас в мире...
- СПЛИН - все-таки отчетливо питерская группа. Есть люди, кому именно
ваша музыка помогла открыть своего рода "мистику Питера" - города с таким
уникальным небом и настроением... Ты, вероятно, и сам воспринимаешь Питер
не просто как "место жительства"?
- Конечно, у этого города такая особая история и такие люди там жили,
что все это бесспорно влияет на настроение песен. Все наши песни там и
написаны, в дороге вообще мало что получается. Все остальное кроме Питера
для нас - это транзит, даже Москва, хотя столицей шоу-бизнеса является
именно она.
- Политика сейчас тоже часть шоу-бизнеса. К сему такая странная аналогия
приходит: вот Ельцин был на самом деле по психотипу этаким урало-сибирским
"евразийцем" - со всеми его барскими замашками, истероидным самодурством,
всякими "загогулинами" и т.п. И символами его эпохи в музыке стали команды
именно из тех регионов - от уральской АГАТЫ КРИСТИ до дальневосточного
МУМИЙ ТРОЛЛЯ и башкирской ЗЕМФИРЫ. Но вот стоило прийти Путину, внезапно, именно как этот "25 кадр"...
- Вот оно что! :-)
- ...и мы вдруг обнаружили новый взлет питерской музыки. Гребенщиков записал несколько очень актуальных
и мощных вещей, вышла бутусовская "Элизобарра Торр", ну и собственно, ваш "25 кадр". Думаешь, это случайно?
-
Вообще эта версия мне нравится своей бредовостью! :-)))
- Знаешь, как Бодрийар говорит - "Если мир движется к
бредовому положению вещей, то и мы должны сдвигаться к бредовой точке
зрения"... :-)
- И возможно в этой бредовой версии что-то есть... Тут можно на самом
деле придумать кучу связей и параллелей, но пока почему-то не хочется этим
заниматься. Подождем обсуждений, какие именно песни Путин нам написал...
- А все-таки кажется, что клип на ваш гимн новой эпохи - "Остаемся
зимовать" - как-то не очень в тему получился. Причем там 1812 год и французская
армия? Ей ведь так и не дали в России перезимовать... :-)
- Я тоже не знаю, причем там французы! Этот клип мне самому не нравится,
но его делал наш рижский знакомый - Виктор Вилкс, это его видение, а я
не привык вмешиваться в творческие проекты других людей.
- Сейчас, после известных событий, кажется, что лучшим клипом на
эту песню были бы рушащиеся башни WTC...
- Ну зачем же так круто?
- Просто как наиболее яркий символ реального пришествия новой эпохи,
странной и во многом страшной. Это пришествие "зимы" на самом деле оказалось
глобальным. Не зря многие проницательные люди говорят, что XXI век
наступил именно 11 сентября...
- Ну песня-то написана раньше, хотя, кажется, в ней мы уже
уловили некоторые изменения в том, что происходит в сознании людей. По
крайней мере в российском...
- ...А теперь остается только надеяться, что зимовать придется не
"ядерную зиму"... Американцы сейчас, кстати, резко пересматривают отношение
к своим красочным блокбастерам "про террористов" - потому что фантастика
стала реальностью. Они сами это накликали. Только всяких "крепких орешков" и "добрых терминаторов"
в реальности не оказалось. Поэтому какие-то фильмы даже сняли из проката, хотя у нас по-прежнему крутят эти иллюзии... Как
в этой связи, кстати, ты оцениваешь "Брат-2" - остается ли он актуальным?
- Во всяком случае в свое время он просто обязан был появиться. В
России вообще проблемы с нормальным кино. Здесь свои иллюзии плодят деятели
типа Михалкова - такая официозность, "правильность" и иисусоподобие, что
вызывает только отвращение, потому что второго Иисуса не будет. А благодаря
"Брату-2" русская молодежь получила блестящий саундтрек. Уже можно радоваться.
Он профессионально снят, актеры хорошо играют, можно придираться, что это
национализм и все высосано из пальца, но тем не менее пусть лучше этот
фильм, чем ничего.
- По-видимому, здесь проблема поколений - тем, кому нравится лубочная
михалковская клюква, в принципе не дано понять нового героя, слишком свободного
и парадоксального. Если угодно, это вообще разные антропологические типы.
Так что остается только ждать "вымирания динозавров" - или в русской культуре
навеки зависнет этот "парк юрского периода"...
- Один мой приятель, человек в принципе незлобный, я бы сказал даже
добрый, как-то сказал, что если такие люди, как Михалков, уедут из России,
эта страна будет жить гораздо лучше. Эти люди одним своим имиджем, одним
своим именем держат нас на уровне 70-80 годов, и поэтому здесь ничего нового
не происходит.
- А нет желания самому взять в руки камеру и показать "как надо"?
- Желание есть, но есть и проблемы с тем, что для этого надо все-таки
переключиться на мышление более длинными формами и масштабами, чем песни.
Хотя эта идея мне приходит в голову все чаще...
- Но, по-моему, и в песнях можно задействовать довольно масштабные
образы - взять хотя бы "Молоко и Мед", вошедшую в сборник "Брат-2. За кадром"
- это же прямая цитата из скандинавской мифологии, где именно этим "коктейлем" поят
павших героев в Вальгалле...
- Возможно, но у меня эта песня возникла не под влиянием скандинавов,
а скорее просто как "память детства" - достаточно вспомнить, чем тебя спасали
от всяких простуд. А если уж искать цитаты, то можно вспомнить и Джона
Леннона с его альбомом "Milk and Honey"...
- Хотя содержание песни "детским" не назовешь... Занятные
получаются "коктейли третьей мировой"! Вообще кажется наступила "эпоха
коктейлей" - в моде сплошные сборники. Тех же "Братьев" наклепали уже
десяток, "Нашествия" эти непрерывные... Такое впечатление, что рок
превращается в какую-то одноформатную "фоновую музыку", типа как в
Макдональдсе. Кстати, почему вы не участвовали в "Кинопробах" -
кажется, самом раскрученном из
этих "коктейлей" последнего времени?
- Не знаю, просто не пригласили, хотя кроме нас позвали кажется абсолютно
всех. Вероятно, я чем-то очень не понравился Марьяне Цой, которая всем
этим делом заведовала. За это я ее просто обожаю...
- В качестве версии: возможно, она почувствовала в вашем творчестве
некую очень самобытную, но вместе с тем и похожую на Цоевскую, эстетику
"последних героев" рок-н-ролла, по сравнению с которой большинство этих
ремейков выглядело бы слишком мелко и вторично. Отсюда и такая "ревность"...
Здесь пример Кинчева, резко отказавшегося участвовать в этом "балагане
на поминках", очень достоен и вызывает уважение. Но, как бы то ни было,
если и вправду "звезда рок-н-ролла должна умереть", - что взойдет ей на
смену? Ты как-то развивал любопытный концепт рэпа как русской народной
музыки...
- Да, русские скороговорки - типа "шла Саша по шоссе и сосала сушку"
- это и есть самый натуральный рэп, и гораздо древнее и концептуальнее
американского. Жаль, что наши музыканты это совсем не используют. У нас
есть пара вещей почти рэперских, хотя не совсем под скороговорки ("Тебе
это снится" например), но и не в американском стандарте. А наши рэперы
пока просто все снимают у нигеров - очки, капюшоны, жесты эти... - и поэтому
никому в мире не интересны.
- А учитывая, что многие наши рокеры в последнее время увлеклись
технообработками своих старых песен - электронные проекты вас не интересуют?
Мне, например, сейчас, в этих новых глобальных условиях, почему-то кажется
очень актуальным опыт словенского LAIBACH'a с альбомом "NATO" - такие жесткие
ремиксы западных хитов - от EUROPE, PINK FLOYD и т.д. Причем, как объясняли
это сами музыканты, они лишь облекли эти песни в форму, более отвечающую
их содержанию. В русском роке тоже вроде бы можно найти немало таких "гимнов",
заслуживающих переноса в новый контекст...
- Вообще-то для меня это слишком теоретический разговор... Пока другие
говорят о "кризисе рока" - мы просто пишем новые песни. И я не вижу особого
смысла в этих техноэкспериментах. Пока мы находим своего слушателя - значит,
это людям нужно, и все идет как надо...
Петрозаводск, 13 октября 2001 г.
|