Ваш любимый альбом?
Всего ответов: 3487

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ всегда горазд на двусмысленные шутки и непопулярные суждения. PLAY поговорил с лидером группы «СПЛИН» о монархии, авторитаризме, поэзии, кривых размерах и рождении у него сына Леонида.

dsc_0121-021-96.JPG- В последнее время у тебя все новое. Новый состав группы, новый альбом «Раздвоение личности», новая жизнь, наконец. Скажи, как на тебя повлияло рождение сына?
- Я теперь вообще не играю на гитаре дома, уже несколько месяцев. Перестал играть, перестал писать песни - нет ни секунды на это, да и желания особого тоже нет. Зато на репетиции прихожу с удовольствием – ответственность спадает, сразу забываешь про все. А домой возвращаешься, и там уже не до музыки. Но это хорошо, потому что до этого я десять лет жил одной и той же жизнью: каждое утро просыпался и писал песни. Так вот сменить образ жизни – уже неплохо.
- То есть, будучи отцом, ты не написал еще ни одной песни?
- Ни одной. Причем последняя песня «Ковчег» была написана, когда я отвозил жену в роддом. Ее нет на альбоме - мы ее даже успели записать, но она пока сыровата.
- Какими людьми, событиями и явлениями инспирирован новый альбом?
- Да так, текучкой, какой-то бытовухой, какими-то реалиями. Все, что происходило, сразу выливалось в песни – в этом смысле ничего нового. Но я считаю, что по сравнению со всеми предыдущими альбомами мы сделали гигантский качественный скачок. На уровне сочинительства, может, и немногое изменилось, зато в группе появился новый барабанщик, а главное – новый гитарист! Вадос (Вадим Сергеев, до недавнего времени игравший в «Сплине» на бас-гитаре - прим. PLAY) сыграл на альбоме все басовые партии - и все гитарные. Мы его и в группу когда-то брали в качестве гитариста, ну а сейчас он сыграл настолько здорово, что второго такого гитариста мы бы явно не нашли.   
- На альбоме есть несколько очень странных для привычного всем «Сплина» песен. Песня про футбол, например, или вот «Праздник» - это вы в шутку или всерьез?
- Любая песня – это всегда и всерьез, и в шутку. Хочется же самого себя удивлять – а тут в голову приходят такие риффы и такие тексты, и ты сам от них немедленно офигеваешь и уже знаешь, что и группа офигеет. Чуваков ведь тоже надо удивлять, иначе им станет скучно играть, а это очень плохо. А песня про футбол, «Матч» - это такой оптимизм, который из меня иногда вырывается – видимо, я отдыхаю на подобных песнях. 
- Есть еще песня «Маяк» на стихи Маяковского. Как ты умудрился выучить текст? По-моему, это дико сложно.
- Ничего сложного: распечатал, положил перед собой, выучил. У меня уже был этот рифф, вся эта структура песни и текста, но я не знал, о чем писать, вообще не мог понять. А потом проштудировал текст Маяковского и понял, что песня на него один в один ложится - по всем размерам, по строчкам, по переходам из мажора в минор, из минора в мажор. Просто чума.
- Но к песне «Сын» отношение, наверное, все же особое?
- Ну, когда делаешь УЗИ, узнаешь, что у тебя будет мальчик – конечно, определенные чувства накатывают. К тому же, если уже известна будущая дата. Сидя весной, написать осеннюю песню – очень круто мысленно перелететь через лето.
- И, наконец, новый состав. Что за люди теперь с тобой играют?
- Нового басиста зовут Дима Кунин. Это друг барабанщика Леши Мещерякова, они были ритм-секцией в трех группах до нас. Они друзья, они сыгранные, у них юморок свой: вошел к нам человек – и как будто всегда здесь был. Мы с ним впервые репетировали полгода назад: в три часа дня дали ему диск с четырьмя песнями, а в семь вечера он пришел и все сыграл – спокойно, как ни в чем не бывало. Я и стиль его игры назвал – «как ни в чем не бывало».
- Полгода вы играли вчетвером. Понравилось?
- Да, мы играли в бардовском таком составе: я на акустике, Вадос на басу, барабанщик, клавишник. Никаких аранжировок, все просто: аккорды и аккорды – масса групп так играет, и нормально. Но Вадос столько всего напридумывал на этом альбоме, что пришлось такую вот рокировку сделать. Сами виноваты.
- Кажется, в процессе работы над каждым альбомом «Сплина» находится человек, берущий инициативу в свои руки.
- Да, каждый раз какой-то человек просыпается и начинает мочить вещь за вещью. На альбоме «Новые люди» Кольки Ростовского (клавишника группы – прим. PLAY) вещей дофига.
- С чем связаны постоянные изменения в вашем составе?
- С жизнью. Люди приходят, люди уходят, вот и все.
- Есть мнение, что ты как лидер группы довольно авторитарен.
- И да, и нет. В каких-то вопросах я действительно давлю, а в каких-то отступаю. В важных для себя вопросах буду давить обязательно.
- С экс-музыкантами «Сплина» отношения поддерживаешь?
- Нет.
- Почему?
- Ну, тут явные нестыковки между людьми. Не сошлись в группе – так с чего это мы вдруг будем общаться потом?
- Но вот, например, с Яником Николенко (бывшим флейтистом и бэк-вокалистом группы – прим. PLAY) вы вроде бы были друзьями?
- Нет, большими друзьями мы не были - да и конфликта особенного не было. Это скорее трагедия - когда внешне все вроде действительно нормально, а люди все равно расходятся по каким-то причинам. На самом деле, в случае с Яником это было расхождение в стилистике. Послушать «Сплин» и послушать «Эдипов комплекс», явно же первая группа с отрицательным знаком, а вторая - с положительным, сплошной мажор и позитив. Но это не значит, что изменения в составе будет продолжаться всю жизнь. Сейчас все профи, никому ничего не надо объяснять, ни-ко-му.
- Новая пластинка - всегда лучшая в истории группы?
- Да, конечно. И я так смотрю, что мы никогда не отступали назад. Могли влево шагнуть, как с «Альтавистой», но не назад.
- Почему альбом «Альтависта» так и остался единственным выбивающимся из дискографии группы серьезным экспериментом? Что вас тогда смутило – реакция публики, плохие продажи?
- Во-первых, мы, как и любая другая русская группа, не зависим от продаж альбомов. Мы сразу продаем права, получаем всю сумму, все остальное - проблема издателей. Мне называли какую-то цифру, связанную с тиражом «Реверсивной хроники событий», но я до сих пор не понимаю, хорошо это было или плохо. Для меня «Альтависта» совершенно не выпадает из общего ряда. Я помню, что для «Гранатового альбома» последними по хронологии вещами были дописаны «Джим» и «Мария и Хуана», и вот мы сидели над этой песней и вертели ее концовку – оперную певицу туда подсовывали, еще что-то. И меня так вставило, что я продолжил писать в этом же стиле – длинную, мажорную «Альтависту». Да, альбом экспериментальный, там куча кривых размеров, но кое-что оттуда перекочевало потом и в «25-й кадр», а многие из тех идей до сих пор гуляют в голове.
- «Раздвоение личности» звучит довольно традиционно – музыка рок не без прикрас, но и без особых причуд.
- Ну вот песня «Лепесток» – экспериментальная, с наикривейшим размером. Многие песни состоят из нескольких частей, гуляют из тональностей в тональность, до фига всего разбросано. В целом – да, все традиционно, мы со звукорежиссером как раз обсуждали, что это звучит как типичные 70-е годы. Рок-состав, безо всяких обработок и красивостей, максимально живое исполнение - мне это всегда жутко нравилось.
- Мне кажется, что группа «Сплин» - последняя в русском роке единица, собравшая довольно внушительное, но нестыдное при этом сообщество поклонников.
- Я не понимаю, есть у нас поклонники или нет. Я их в глаза не вижу, но всегда вижу полные залы – вроде, есть поклонники. А по улицам хожу спокойно – значит, нет поклонников (в этот момент Александр Васильев до боли напоминает объясняющего, в чем сила и за кем правда, героя Сергея Бодрова из «Брата-2» - прим. PLAY). Ко мне иногда заходит барабанщик группы «Бивни», всегда в жутком состоянии - вот он всегда хочет общаться.
- Если бы группа «Сплин» начиналась сегодня, а не в 90-х, ей было бы проще или сложнее? Что действительно изменилось за эти десять с чем-то лет?
- Я думаю, было бы то же самое. Ты же сам говоришь, что в русской музыке - дефицит новых имен. Значит, когда появляется что-то существенное, стоящее, интересное – за него должны хвататься и рвать на части. А что изменилось? Хрен знает. Растем, живем, взрослеем, стареем, обзаводимся семьями. Жизнь идет.
- А как насчет страны, в которой ты живешь? Что нравится, а что – нет?
- Мне нравится, что открылись границы, что нет господствующей идеологии. Есть определенный хаос, есть определенные перекосы, но они неизбежны. И в целом все это мне скорее нравится, чем не нравится.
- О встрече с Сурковым будем разговаривать?
- Давай поговорим.
- Скажи хотя бы, что это было.
- Это был глюк! Просто глюк, причем у всех. Я вообще не понял, что это и зачем. Вот было поколение поклонников русского рока, и вот оно выросло, а люди из него появились в президентской администрации. И вот они там появились и думают – надо же как-то помочь тем людям, на которых они выросли и которые несут реальную культуру в массы.
- Так весь разговор был о помощи? А в памятной формулировке Артемия Троицкого, «дрессированные говнорокеры кардинала Суркова», правды что же, совсем не было?
- Ну, это другая линия, параллельная. И она не оттуда идет, и мы к ней отношения не имеем. Лучше быть коммерческой группой – как это здесь принято называть, в уничижительном смысле, – чем партийной группой, которая живет за счет партии. Вот эти группы настолько х…вые, что они сами не в состоянии собрать зал, как-то еще себя обеспечить, поэтому им приходится лизать жопу партии.
- В 1996 году группа «Сплин» ездила в тур «Голосуй – или проиграешь» в поддержку Ельцина. Если бы нечто подобное было возможно сейчас, вы бы приняли в этом участие?
- 1996 год – это ситуация, когда было два лагеря, и выступать за тот лагерь, который тебе сильно больше нравится, совершенно не западло. Если сейчас кто-то станет драться между собой, это будет явно другое. Тогда были Зюганов с откатом в советское прошлое и Ельцин - пусть это и пьянство, и мафия, и все дела, но это было лучше. Лучше опасная свобода, чем безопасная тюрьма. Сейчас я не ощущаю давления ни на себя как человека, ни на себя как художника – и особого давления на общество тоже не вижу. Естественно, есть перекос в сторону мафии, которая управляет страной. Ну а что вы хотели? Мафия всегда управляла всеми странами. У кого бабло, тот и правит. Ну и пусть себе правит. 30 лет назад коммунисты явно мешали жить, потому что не давали проводить концерты. Сейчас мне никто не мешает.
- Но есть, например, уничтоженная на корню независимая пресса.
- Опять же, что вы хотели от власти? Чтобы она сидела и смотрела, как на нее бросаются? Люди, которые идут с деревянным клинком, должны догадываться, что они получат по голове.
- Либеральные ценности – не для русских?
- А я не поклонник либеральных ценностей, демократии и так далее, я вообще за абсолютную монархию. Я считаю, что идеальный вариант 2008 года – это если Путин разделит власть между двумя своими дочерями. Главное, чтобы как у Шекспира в пьесе «Король Лир» не получилось. А так пусть власть передается из поколения в поколение, пусть народ любит императоров и императриц, а они пусть знают, что им не надо бороться за свое место и с кем-то конкурировать. Вся власть в ваших руках – так сделайте людям хорошо, постройте им страну, государство, королевство, елы-палы.
- Почему русским рок-музыкантам, в отличие от их западных коллег, нет никакого дела до политики и «социалки»?
- Потому что у тех, кто в это лезет, нет других проблем. Вообще, это личное дело каждого. Я вот не хочу и не лезу. Понимаешь, в подобных компаниях всегда слишком много левых людей и левого общения. Все вот эти активисты, с идеологией, с целью в жизни – очень надоедливые люди. Мрачняк полный.
- Лучше расслабиться и получать удовольствие?
- Конечно! Зачем защищать животных – может, лучше их не убивать?
- А какие ты книжки читаешь?
- От художественной литературы я давно устал. Я не могу чужие глюки читать – у меня своих полно. Поэтому если у меня дома лежит книжка, то она наверняка очень реалистичная - скорее всего, какой-нибудь справочник.
- То есть, если выходит новый роман, допустим, Пелевина, тебе он вообще не интересен?
- Я сразу залезаю в сеть, выхватываю два абзаца, все понимаю – большое спасибо автору. Я в детстве начитался всего, и мне этого багажа пока хватает.
- А багажа музыкального?
- То же самое – я давно перестал ходить в магазины и покупать пластинки. Кого покупать, Arctic Monkeys? Я их в сети выкачал – все понятно, ничего интересного. Гораздо интереснее качать старых The Residents или слушать сетевые авангардные станции. Все, что меня в последние годы действительно вставляло, отражено на «РХС» в виде сэмплов и инструменталов – следующий альбом будет таким, как все вот эти штуки. Есть уже четыре новые песни. Скоро у нас будет студия в Питере – собственная, компьютерная, – и возможностей у группы будет в 500 раз больше. Мы все время писались в Москве, а это все-таки сильно ограничивает – по времени, по деньгам, по уюту.
- Как ты себя чувствуешь, когда тебя называют поэтом?
- Это всегда происходит в дико пафосной обстановке, и почему-то эти призы всегда вручают спортивные комментаторы, от чего абсурд ситуации увеличивается в десятки сотен раз. Чаще всего хочется провалиться сквозь землю, или напиться и упасть без памяти, чтобы всего этого позора не помнить. В Москве это еще умеют обставить так, что ты себя чувствуешь скорее обо…анным, чем награжденным.
- Но русская поэтическая традиция тебе в целом близка?
- Естественно, где-то вплоть до «Коллекционера» все мои песни - это впечатления детства и юности; то, чего нахватался и перевариваешь, выбрасываешь наружу, еще не особенно контролируя. Начиная с «Гранатового» все стало куда осмысленнее. Вообще, на сегодняшний день я обожаю весь русский классицизм – всех Пушкиных, Лермонтовых, Баратынских, Батюшковых, Вяземских, Тютчевых, Фетов, потому что они все писали очень просто, в реалистичной манере. Я не люблю Серебряный век, за исключением Хлебникова и чуть-чуть Белого, потому что они напыщенные пижоны, и для них все это было скорее хобби, нежели отсутствие выбора в ситуации, когда человеку действительно дан поэтический дар и он строчит, не соображая. Ну а потом, после революции, главные вехи и сильнейшие поэты – это Цветаева и Бродский.
- Ты скорее музыкант или скорее сочинитель?
- Я не музыкант совершенно, я именно что сочинитель, и больше всего мне нравится писать песни. Дальше все же идет какая-то работа – репетиции с группой, и так далее. Наибольшее удовлетворение приходит, когда песня написана, а не когда она отрепетирована и записана.
- Я это вот к чему – из раза в раз твои демо-записи звучат куда круче, чем студийные версии этих же песен.
- С этим мы всю жизнь сталкиваемся. Человек, сначала услышавший демо, а уже потом альбом, обламывается всегда, хоть ты тресни. Он эту песню услышал такой, она его зацепила, он привык к интонациям, ко всему – обычная история. Бывало, да, что на демо все супер, а на пленке почему-то нет. Но сейчас мы эту разницу устранили, по-моему. Все, что на альбоме, явно лучше, чем на демо.
- Ты можешь сказать, что сейчас находишься в ладу с самим собой?
- Я не хочу находиться в ладу с самим собой. Я думаю, что после смерти это наступит автоматически, даже стараться не надо. Я хочу ощущать жизнь целиком, когда тебя швыряет от «минуса» к «плюсу».
- Спокойствие – смерть?
- Да.
  • Официальный сайт группы Сплин
  • Дружественная группа В Контакте БИ-2 & Сплин
  • Фан-сайт группы Король и Шут
  • Рейтинг@Mail.ru

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0